адвокатское
бюро

Ясные решения запутанных проблем! +7 (351) 220-02-95
29.11.2016

Отчет об итогах круглого стола, посвящённого проблемам законодательства освоения месторождений.

По инициативе АБ «ЛЕ-АРМ» комитет Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по природопользованию провел круглый стол на тему «Особенности оборота участков недр и земельных участков с месторождениями при организации торгов».
В мероприятии помимо представителей предприятий-недропользователей Челябинской области приняли участие специалисты министерства имущества и природных ресурсов региона, управлений Росреестра и Федеральной антимонопольной службы, Челябинскнедра и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска.
Участникам рассказали об особенностях организации торгов участков недр и земельных участков с месторождениями, как осуществляется антимонопольный контроль за данной процедурой, реализуются договорные отношения на недропользование в Челябинске.
Открыл и провел круглый стол председатель комитета, директор ООО Геологическая компания «Геокомплекс», эксперт России по недропользованию (ОЭРН)Игорь Новиков.
Управляющий партнер АБ «ЛЕ-АРМ» Евгений Чуркин в своем докладе «Слепые зоны при организации торгов: земля и недра» обозначил наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются участники в ходе реализации работ по проектам недропользования.
Недропользователи Южного Урала предлагают внести поправки в Федеральное законодательство о земле и в закон «О недрах». Существующая система создает проблемы добросовестному недропользователю, способствует спекуляции правами со стороны землевладельцев и лишает регион дополнительных доходов в бюджет в виде десятков и сотен миллионов.
По заявлениям представителей бизнес-сообщества, основной проблемой, которая мешает нормальной работе, является раздельная продажа лицензии на добычу недр и прав на земельный участок, где, собственно и находятся недра. Зачастую происходит так, что в преддверии торгов по лицензии, земля уже находится в собственности физических или юридических лиц. Это вынуждает лицензедержателя договариваться с владельцем участка, что существенно затягивает сроки реализации проекта и влетает на стоимость проекта.
Кроме того, были обсуждены стратегические направления подготовки земельных участков под будущие месторождения, а также вопросы владения, пользования и распоряжения недрами.

IMAG1672.jpg

По итогам круглого стола мнения участников разделились. 
«Я считаю, что разделять права на недра и на земельный участок никак нельзя, - рассказывает юрист добывающей компании Наталья Убей-волк.
Если это новое месторождение, необходимо проложить дороги, выделить место под хвостахранилища, возвести необходимые постройки. Зачастую часть этого всего выходит за границы участков. Приходится договариваться с собственниками земель. Далее – расширение существующего месторождения и новые переговоры.
Была у нас и обратная проблема, когда на часть нашего земельного участка «налезла» чужая лицензия. Тогда суд сказал, что добыча недр открытым способом никак не нарушает наши права владения участком.
Доходит до абсурда: продаются лицензии, где работы по добыче вообще запрещены. Территории поселков, например. Если там нельзя копать карьер и там стоят дома, то о какой лицензии может идти речь. Есть участки, которые находятся в собственности государства. И возникает та же проблема. Государство говорит – вот вам лицензия, но здесь зеленая зона лесов. Работать нельзя. Почему выдана лицензия, вопрос».
Проблему утяжеляет отсутствие прозрачности инвестиционных вложений. На сегодняшний день нет четкого механизма, который бы регулировал договорные отношения между владельцем участка и недропользователем. В 2015 году введена глава 7.1 в земельный кодекс, которая позволяет изъять земельный участок для извлечения недр.
Определен уполномоченный орган – Правительство Челябинской области. Есть форма ходатайства, с которым лицензедержатель должен обратиться. Кроме подготовки ходатайства, лицензедержатель должен осуществить кадастровые работы, работы по оценке изымаемых земельных участков и осуществлять переговоры с землевладельцем. Также должен подготовить проект соглашения об изъятии и направить его обладателю прав на земельный участок для подписания. Подпишут его или нет, другой вопрос.
Бизнесмен Александр Туник скептически относится к данной поправке:
«Да, недропользователь может подать ходатайство на изъятие участка и получение горного отвода. Уполномоченный орган предложит передать участок лицензедержателю в течение года. Но арендатор (собственник) может тянуть время, а затем отказаться в добровольном порядке исполнять обязательства. Тогда уполномоченный орган подает в суд. А владелец земли может возвести на участке строение. Оформить его. И так далее. Спорить можно очень долго.
При этом недропользователь уже заплатил за лицензию. В течение года он готовит проектную документацию, несет другие обязательные расходы. Все это удовольствие обойдется в сумму порядка 10 млн. рублей, которые могут «зависнуть» на неопределенный срок».

фото.JPG
Времена сейчас не те
Со ссылкой на рекомендации представителей УралНедра, ЧелябинскНедра некоторые недропользователи говорят о том, что складывается обратная практика. Потенциальный недропользователь сначала получает права на земельный участок и только после этого подает заявку на аукцион по правам на недра.
«Если лицензию на добычу получит другая компания, теоретически мы можем, конечно, этот участок продать. Но нам это не интересно по одной простой причине: нам нужны не деньги, а месторождение, - рассказывает Александр Туник.
Соответственно, договоренность будет следующая: либо мы вместе участвуем в разработке, организовав совместное юридическое лицо, либо на каких-то иных условиях».
С ним согласен и Председатель КУИЗО Сергей Чигинцев: «Думаю, что сейчас всё меньше будет ситуаций, когда люди сначала идут за лицензией на право добычи недр. Все же прекрасно понимают, что толку иметь лицензию, не имея прав на земельный участок. Сегодня зарабатывают те, кто является собственником земли.
Существуют, конечно, ситуации со спекуляцией, как со стороны землевладельцев, так и со стороны получателей лицензии. Но есть законодательство «О недрах» и законодательство «О приватизации». Если потенциальный покупатель земельного участка имеет формальное право выкупить участок, я не могу ему отказать. Я откажу, меня Прокуратура привлечет к ответственности. Существует исчерпывающий список оснований для отказа. Такого основания, как наличие под поверхностным слоем земли недр, в законодательстве «О приватизации», нет».
На вопрос о том, не создает ли такая ситуация дискриминационных условий для других участников торгов на добычу, Председатель КУИЗО ответил, что время сейчас иное
Министерство имущества и природных ресурсов также, со ссылкой на закон, заявляет, что объявляя аукцион на право пользования недрами, вообще не рассматривает, есть собственник земельного участка с недрами или его нет, государственные это земли или частные. 

IMAG1682.jpg
Подготовка законодательной инициативы.
Решение вопроса возможно только путем внесения изменений в действующее законодательство, считают, как представители бизнес-сообщества, так и представители министерств. Каждая отдельная структура исполняет возложенные на нее функции в пределах своей компетенции, и как считают предприниматели, исполняет качественно.
Предприниматели предлагают прибегнуть к общемировой практике, когда лицензия на недропользование предоставляется с решенным вопросом по землепользованию. Как вариант, привязать аренду участков на срок пользования лицензией.
Другим возможным решением может быть наложение обременения на участки с недрами при отсутствии лицензедержателя.
Еще одним вариантом может быть возврат к прошлому советскому опыту, когда подготовка участка с недрами осуществлялась государственным органом. В этом случае Министерство имущества и природных ресурсов будет определять перспективные участки, проводить тендер на геологоразведовательные и изыскательские работы. И на торги будет выставляется уже готовое месторождение, с понятным содержанием полезных ископаемых.
В настоящее время Южно-Уральская Торгово-промышленная палата Челябинской области формирует законодательную инициативу, которая будет направлена в Торгово-промышленную палату г.Москвы на рассмотрение и внесение необходимых изменений в действующее законодательство.


Возврат к списку

Вернуться наверх